Правовая страничка

1303195692_prevyupravarus

Генеральная Ассамблея ООН провозглашает настоя­щую Декларацию прав школьника в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы обеспечить школьникам защиту их прав и свобод на территории школы, а также призывает местные власти и всех участников образовательного процесса в школах соблюдать права, закрепленные данной Декларацией.

Статья 1.

Для целей настоящей Декларации школьником признается каждый человек без дискриминации по любому признаку, как-то раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, касающееся школьника или его семьи, который посещает учреждение начального и среднего образования, далее называемое Школа.

Статья 2.

1.Каждый школьник имеет право обладать всеми правами и свободами, перечисленными в настоящей Декларации, а также закрепленными в других международных и внутригосударственных документах. Каждый школьник имеет право свободно осуществлять свои права, если он при этом не оскорбляет нравственные, религиозные и иные чувства окружающих, не нарушает прав других людей, не наносит вреда их здоровью и не препятствует учебному процессу.

Статья 3.

1. Каждый школьник имеет право на свободу мыс­ли, мне­ния и слова. Каждый школьник имеет право на свободу убеждений и вероисповедания. Ни один школьник не может быть принужден к участию в религиозных и иных обрядах. Каждый школьник имеет право отправлять свои религиозные обряды, если это не мешает учебному процессу. Каждый школьник имеет право на свободу самовыражения. В том числе:
а) право самостоятельно определять свой внешний вид;
б) право на свободу творчества.
Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия.

Статья 4.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по крайней мере, начальное и общее. Начальное образование должно быть обязательным.
Каждый школьник имеет право получать качественное и полное образование, что включает в себя:
а) право учиться у квалифицированных учителей, стандарты для квалификации должны быть установлены государством;
б) бесплатный доступ к информационным ресурсам, в том числе и получение учебников от государства, учебники должны содержать точную и достаточно современную информацию;
в) равные для всех возможности доступа к технологическим ресурсам, которые предназначены для использования школьниками;
г) право изучать родной язык;
д) содействие иностранным школьникам в изучении нового языка и помощь в выполнении работ на этом языке;
е) знания, как минимум, соответствующие общим требованиям, установленным государством;
Каждый школьник имеет право посещать школу во все учебные дни и присутствовать на всех занятиях, кроме случаев принятия школьной администрацией дисциплинарных мер, требующих исключения школьника из учебного процесса на некоторое время.

Статья 5.

Каждый школьник имеет право получать образование в условиях, являющихся необходимыми для здорового, полноценного и качественного обучения. Для этого должны обеспечиваться:

1.Здоровая атмосфера в школе, включающая в себя:
а)качественную и своевременную медицинскую помощь, которая должна
а1. быть бесплатной и доступной для каждого школьника;
а2. быть доступной в течение всего учебного дня;
а3. оказываться профессиональными медицинскими работниками;
б) чистоту учебного заведения и его территории;
в) достаточное дневное и искусственное освещение;
г) нормальный уровень шума, не мешающий учебному процессу;
д)поддержание температуры, необходимой для полноценной умственной и физической деятельности;
е) здоровую и качественную пищу, на прием которой отводится достаточное количество времени. Еда должна быть бесплатной или иметь стоимость, приемлемую для школьников из малообеспеченных семей.
2) Техническая безопасность здания, включающая в себя:
а) отсутствие в конструкции здания опасных для здоровья материалов;
б) организацию системы уборки мусора;
в) наличие безопасных и предназначенных для индивидуального использования туалетных принадлежностей;
г) наличие системы вентиляции;
3. В случае, если школа не может обеспечить соблюдение какого-либо из перечисленных в пунктах 1 и 2 этой статьи условий, администрация школы обязана вынести на обсуждение вопрос о необходимости временного приостановления занятий в школе до разрешения проблемы.
1. Безопасная обстановка:
а) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от незаконного использования наркотических средств и психотропных веществ в школе и на ее территории;
б) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от незаконного применения оружия в школе и на ее территории;
в) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуальных домогательств, включая:
а1) принуждение школьников к участию в любых незаконных сексуальных действиях,
а2) вовлечение школьников в занятия проституцией,
а3)вовлечение школьников в изготовление порнографической продукции;
г) школьная администрация обязана обеспечивать отсутствие принуждения к любым незаконным действиям на территории школы;
д) Школьная администрация обязана принимать все необходимые меры для предотвращения физических домогательств и насилия в отношении школьников в школе.
е) Школьная администрация обязана принимать все необходимые меры для предотвращения оскорблений и других форм психологического насилия в отношении школьников в школе.

Статья 6.

1.Каждый школьник имеет право на неприкосновенность своей собственности и ее охрану на территории школы.

Каждый школьник имеет право лично присутствовать при осмотре, обыске и изъятии своих вещей.
а) Осмотр, обыск и изъятие вещей школьника должны производиться только уполномоченными лицами в соответствии с установленной школой процедурой.
б) Школой должен быть установлен точный перечень вещей, подлежащих изъятию. В него должны входить оружие, алкоголь, наркотики и другие опасные для окружающих предметы. Данный перечень должен быть доведен до сведения школьников, их родителей или лиц, их заменяющих.
Осмотр, обыск или изъятие вещей школьника при других обстоятельствах на территории школы запрещены.

Статья 7.

1. Каждый школьник имеет право на уважение своей личности окружающими, а именно:
а) никто не должен унижать личное достоинство школьника, оскорбляя его лично или в присутствии посторонних, а также придумывая ему прозвища и совершая другие действия, оказывающие психическое, физическое или иное воздействие на школьника.
б)никто не должен обсуждать личность или поступки школьника, а оценка любой его работы может быть предана огласке только с разрешения самого школьника.
2. Каждый школьник имеет право на то, чтобы школьная дисциплина основывалась на методах, отражающих уважение человеческого достоинства школьника.
3. Каждый школьник имеет право на сохранение тайны личной жизни, в том числе:
а)право на тайну корреспонденции;
б)право не давать публичных объяснений;
в)право строить любые отношения с любыми учащимися.
Каждый школьник имеет право не давать каких-либо объяснений учителю или администрации школы без присутствия родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 8.

Каждый школьник имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение количества уроков в день и контрольных работ, периодические каникулы, несокращение времени перемен учителем.

Статья 9.

1. Школьники имеют право на создание и распространение любых Средств Массовой Информации. СМИ независимы и имеют право на свободу слова и печати.
Школьные СМИ обязаны подчиняться внутригосударственным и международным правилам и ограничениям, установленным для прессы.

Статья 10.

1. Каждый школьник имеет право на участие в управлении школой и в создании школьных правил, в том числе школьного документа о правах школьника.
Школьники имеют право на создание независимого органа самоуправления, в деятельности которого может принимать участие каждый школьник. Орган школьного самоуправления формируется путем выборов представителей от каждого класса.
Каждый школьник и его родители или лица их заменяющие, имеет право на информацию обо всех правилах, регулирующих школьную жизнь, в том числе о:
а) критериях выставления оценок;
б) правилах контроля за посещаемостью и отчетности в случае пропуска занятий;
в) требованиях, предъявляемых к содержанию и оформлению письменных работ и качеству устных выступлений.
Школьники имеют право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо организацию.

Статья 11.

1. Все школьники имеют право изучать объективный курс всемирной истории. Школьная программа не должна включать пропаганду.

Статья 12.

Каждый школьник имеет право на личную и профессиональную консультацию с привлечением профессиональных психологов и лиц, специально назначенных школой. Информация, полученная в течение консультации, остается конфиденциальной между школьником и консультантом, если это не угрожает безопасности школьника или другого человека.
Школьники имеют право на информацию о времени консультаций.

Статья 13.

1. Беременные школьницы, школьник, являющиеся родителями и школьники, несущие ответственность за малолетних детей, имеют право продолжать образование.
а) Государство и школа обязаны предоставлять таким школьникам помощь в уходе за детьми.

Статья 14.

1. Каждый школьник имеет право выбора курсов помимо основной программы в зависимости от своих интересов и способностей, если такие курсы предусмотрены школой. Дополнительные занятия, рекомендованные учителем, не могут быть объявлены обязательными, их посещение не может оказывать влияние на итоговую аттестацию, а кроме того за них не может взиматься дополнительная оплата.
Весь обязательный материал должен изучаться на обязательных занятиях.

Статья 15.

1.Каждый школьник имеет право на недискриминацию со стороны учителей, школьной администрации и других работников школы, а также школьников и их родителей независимо от пола, возраста, религии, политических и иных убеждений, национальной и социальной принадлежности, имущественного положения, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся школьника или его семьи.
Каждый школьник с физическими недостатками имеет право посещать обычную школу наравне с остальными школьниками или специальную школу в соответствии со своими желанием и возможностями. Школа обязана предоставлять все необходимые условия для обучения школьников с физическими недостатками.
Каждый школьник имеет право на равное, беспристрастное и справедливое отношение к себе при выставлении оценок, распределении благ и обязанностей.

Статья 16.

1. Каждый школьник имеет право на справедливый дисциплинарный процесс, основанный на равноправии сторон. Каждый школьник имеет право оспаривать любое принятое в отношении него решение.

Статья 17.

Каждый школьник имеет право быть информированным на понятном ему языке и доступным ему способом о своих права, перечисленных, но не ограниченных в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции и законах его страны, а также Декларации прав школьника.

Статья 18.

Ничто в настоящей Декларации не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав школьника и могут содержаться:
а) во внутреннем законодательстве стран;
б) в нормах международного права.

Права несовершеннолетних детей
Главой одиннадцатой Семейного кодекса РФ установлены права несовершеннолетних детей.
В соответствии с пунктом первым статьи 54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Следует обратить внимание, что права ребенка в России подразделяются на личные права несовершеннолетних детей и имущественные права несовершеннолетних детей.
Личные неимущественные права несовершеннолетних детей
К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:
• Права ребенка жить и воспитываться в семье.
Данное право является одним из самых важных прав ребенка по причине того, что семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.
• Права ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.
• Права ребенка на защиту.
Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Обращаем внимание, что защита прав несовершеннолетних детей и законных интересов детей осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
• Права ребенка выражать свое мнение.
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
В случаях, предусмотренных статьями 59 (изменение имени и (или) фамилии ребенка), 72 (восстановление родителей в родительских правах), 132 (усыновление), 134 (изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка), 136 (запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка), 143 (изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления), 145 (назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет) Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
• Права ребенка на имя, отчество и фамилию.
Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.
Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.
При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.
Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия по фамилии матери.
В соответствии со статьей 59 Семейного кодекса РФ по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.
Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.
Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.
Имущественные права ребенка
Статьей 60 Семейного кодекса РФ установлены имущественные права ребенка, согласно которой ребенок наделен следующими имущественными правами:
• Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.
Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.
• Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Малолетние дети в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать только следующие сделки:

• мелкие бытовые сделки, которые направлены на удовлетворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи, например, покупка школьных принадлежностей;
• сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не нуждающиеся в нотариальном удостоверении либо государственной регистрации, например, принятие в дар игрушек, предметов одежды;
• сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения, а именно, дети могут получать деньги от родителей или других законных представителей и расходовать их на свои нужды.
Все остальные сделки за малолетних детей совершают от их имени только родители, усыновители или опекуны.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно:
• Совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, которые разрешены малолетним детям;
• Распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;
• Осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного результата своей интеллектуальной деятельности;
• В соответствии с законодательством РФ вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
• Быть членом кооператива (по достижении шестнадцати лет).
Все остальные сделки несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершаются только с письменного согласия своих законных представителей. В случае нарушения этого требования сделка, совершенная несовершеннолетним, может быть признана недействительной в судебном порядке по иску родителей (усыновителей) или попечителя.
При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного.
Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка.
• Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.
Следует обратить особое внимание на то, что действующее законодательство Российской Федерации предусматривает право несовершеннолетнего ребенка на жилье.
Однако, жилье (проще говоря квартирный вопрос) его наличие либо отсутствие в той или иной мере затрагивает большинство российских семей. В настоящее время большинством семей ипотека рассматривается в качестве основного способа приобретения жилья (улучшения жилищных условий).
Данное право вносит свои коррективы (ограничения) на получение ипотечного кредита так как ипотека и дети крепко взаимосвязаны. А именно ипотека невозможна в том случае если собственником (сособственником) является несовершеннолетний ребенок. Банк, который выдает ипотечный кредит, не принимает в залог недвижимость, которая принадлежит несовершеннолетним детям.
Но это не говорит о том, что ипотека невозможна вообще, например, могут предложить продать имеющееся жилье и приобрести новое жилье. При этом, необходимо получить разрешение органов опеки и попечительства чтобы ребенок не утратил свою собственность безвозвратно.